От аланской княжны до великой русской княгини - mosnation.ru

03.10.2014
 
01

В один из замечательных осенних дней, 27 сентября 2014 года в Праздник Животворящего Креста состоялось одно из ярких событий, которое сыграло важную роль в продолжении вековых традиций единения культурного и исторического наследия народов России и сохранении их этнического своеобразия.

Фестиваль осетинской культуры "Фарн", который состоялся на одной из престижных площадок Москвы – Парке искусств "Музеон", был организован Постоянным представительством Республики Северная Осетия-Алания при президенте РФ, при поддержке Правительства Москвы и Правительства РСО-Алания и собрал около 12 000 гостей. На этом ярком празднике царила атмосфера душевной теплоты и радушия. Само название фестиваля способствовало особой гармонии природы и людей, лица которых светились радостью и благородством.

Понятие "Фарн" является одной из древнейших и базовых ценностей в этническом сознании народа, сохранившихся до наших дней и отражающих архаическую картину мира осетин.

Согласно определению известного ученого-ираниста В.И.Абаева: "Фарн – общеиранское понятие, обозначавшее все то благое, источником чего древние мыслили "небо – солнце": "небесная благодать", "благополучие", "преуспевание", "благопристойность", "мир", "тишина". Оно восходит к иранскому hvarnah (от "hvar" – солнце, перс. Farr – "блеск", "великолепие", "пышность". Оно активно используется в речевом этикете, молитвах, благопожеланиях и Нартовском эпосе осетин. В современном осетинском обществе сохранились такие устойчивые выражения, как: Бæсты фарн (фарн Света, Вселенной), Дунейы фарн (Мировой фарн), фынджы фарн (фарн фынга – трехногого столика для ритуальной пищи), адæмы фарн (фарн человечества), бинонты фарн (фарн семьи), къонайы фарн (фарн домашнего очага), фыдæлты фарн (фарн предков) и мн. др.

И осмысляя значение Фарна наших предков, тысячелетиями формировавших неприходящие ценности русского и осетинского народов, мы с благоговением обращаемся к личности Марии Ясыни – Великой аланской княжны – русской княгини, стоявшей у истоков становления российской государственности, духовности и культуры.

Важно отметить, что в рамках Фестиваля была представлена выставка работ Владикавказской детской художественной школы им. С.Д. Тавасиева, которая так и называется: "Великая Княгиня Мария Ясыня в истории русской духовности, культуры и государствености". Устроителями и организаторами выставки стали представители Фонда содействия возрождению этнокультурных и духовных ценностей осетинского народа "Аланское наследие" и Детской художественной школы, для которых совместное сотрудничество стало доброй традицией.

Почему же, спустя века, интерес к этой уникальной личности, возник с новой силой?

По сведениям ученых, Великая Владимирская Княгиня Мария Ясыня родилась в Западной Алании в 1158 году. Она приехала во Владимир в очень нелегкое для Руси время – время смуты и братоубийственных междоусобиц. Приехала, чтобы стать супругой князя Всеволода, свить своему супругу "Большое гнездо" и постараться примирить русских князей.

Несмотря на скудность сведений о Марии Ясыне, можно смело утверждать, что она помогала возводить в городе, ставшем ей родным, монастыри и храмы, укрепляя его могущество. И едва ли не самый красивый во Владимире монастырь назван в ее честь – Княгининым. Очень поэтичный отзыв оставил о монастыре священник Николай Флоринский: "Успенский женский первоклассный монастырь во Владимире кляземском, по началу своему, есть одна из древних в нашем отечестве обителей. Эта древняя обитель замечательна как по тому, что в ней почивают нетленныя мощи одного из страстотерпцев Христовых св. мученика Авраамия, так и по своей основательнице, которою была первая супруга Всеволода III, или Великого, Благоверная Великая Княгиня Мария, Государыня славная своими мудростию и благочестием…"

Она благотворила нищим, сирым, вдовым. Потому что таковым было истинное христианское благочестие. Воспитывала детей в любви и согласии, в уважении к старшим и священникам. Об этом говорит переданный нам текст ее духовного завещания, составленный на основе тех ценностных представлений о благочестии, достоинстве, милосердии, благородстве, любви и сострадании к ближнему, которые и составляют суть как русской, так и осетинской традиционных культур.
В летописях содержатся исключительно хвалебные сведения о великой княгине Марии: "Благоверная княгиня Всеволожая из детска в страсе Божье, любяще правду, воздающее честь епископом и игуменом, и черноризцем, и презвитером, и любяще черноризцы, и подаваше требованием им; бяше бо нищелюбица и страннолюбица, печальныа, и нужныа, и больныя тех всех утешаше, и подаваше им требуемое".

Все князья Северо-Восточной Руси, в том числе и великие князья Московские и цари, были потомками Марии Ясыни. Знаменитый князь-полководец Александр Невский приходился ей внуком. Среди ее прямых потомков, составивших "Золотую ветвь" русской святости: Даниил Московский и Дмитрий Донской. Супруга Дмитрия Донского, Святая Благоверная княгиня Евдокия глубоко почитала и прославляла Великую Княгиню Марию Ясыню и, следуя ее примеру, подарила российской державе двенадцать детей. Именно эти правители заложили основы Русского централизованного государства, превратившегося потом в огромную и мощную Российскую империю.

На сестрах Марии Ясыни женились еще два князя: внук Мстислава Великого новгородский князь Ярослав Владимирович, прославившийся строительством храма Спаса Нередицы в честь рано скончавшейся супруги, и великий князь Киевский Мстислав Романович, погибший в битве с передовыми отрядами Чингисхана на реке Калке в 1223 г.

В русских летописях все яски (аланки), ставшие женами русских князей, описаны исключительно хвалебно. Они очень красивы, благовоспитанны, глубоко верующие, милосердные ко всем страждущим, прекрасные жены и матери. В их национальном менталитете русские современники не находили ничего чуждого для себя. Напротив, эти девушки вызывали у них только восхищение.

Можно только удивляться тому, как через века, дошли до нас те замечательные эпитеты, которыми награждали Марию Ясыню летописцы. И Российскою Еленою, Феодорою, второю Ольгою. И если бы история сохранила лишь ее слова, произнесенные детям на смертном одре: "Распри княжеские губят Отечество, возвеличенное трудами предков", – этого было бы достаточно, чтобы величать Марию Ясыню, Великую Владимирскую княгиню как "собирательницу русских земель", отдавшую и свое сердце, и свою душу Святой Руси.

До недавнего времени имя Великой русской княгини Марии Ясыни и ее супруга Всеволода было незаслуженно забыто в ходе драматических для России исторических событий. Мария Ясыня прославлена в Соборе местночтимых Владимирских святых (празднование 23 июня/6 июля и 19 марта/ 1 апреля). В свете современных событий, когда восстанавливается территориальная целостность Российского государства и возрождаются утраченные духовные ценности, общероссийское прославление Великой княгини становится особенно актуальным. Идея прославления Марии Ясыни принадлежит Председателю Правления Фонда имени Великой Княгини Евдокии Московской – Л.С. Акелиной, которая обратилась с предложением о сотрудничестве к Фонду содействия возрождению этнокультурных и духовных ценностей осетинского народа "Аланское наследие". Первым совместным проектом, объединившим деятельность Фонда имени Великой Княгини Евдокии Московской (Председатель попечительского совета Фонда – В.В. Черников) и Фонда "Аланское наследие". (Президент Фонда – А.М.Кусаев, Председатель попечительского совета – А.С. Долуханов), явилась организация работы секции "Великая Княгиня Мария Ясыня в истории русской духовности, культуры и государствености". Работа секции прошла в рамках III Всероссийской научно-практической конференции "Славянская письменность и культура как фактор единения народов России", посвященная 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в городе Владикавказ, 25-27 мая 2014 года.

Конференция была организована Владикавказским православным духовным училищем (Проректор – Протоиерей Артемий Пономаренко, секретарь ученого совета Владикавказского православного духовного училища – Б.А. Синанов), Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации по благословению Высокопреосвященнейшего Зосимы, архиепископа Владикавказского и Аланского совместно с Северо-Осетинским государственным университетом им. К.Л. Хетагурова (СОГУ), Фондом содействия возрождению этнокультурных и духовных ценностей осетинского народа "Аланское наследие" и Благотворительным общественным фондом имени Великой Княгини Евдокии Московской. Конференция проходила в тесном сотрудничестве Церкви и светского академического сообщества, в ней принимали участие священнослужители, государственные и общественные деятели, руководители научно-исследовательских институтов, учреждений образования и культуры, представители научной и творческой интеллигенции, гости из разных регионов нашей страны: Северной Осетии, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Ярославля, Пятигорска, Ставрополя.

Одним из важных и ярких событий в ходе работы конференции стала передача представителями Фонда имени Великой Княгини Евдокии Московской – Советником полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Белогубовой М.В., Протоиреем А.Н.Ладыгиным, Л.С. Акелиной, С.М. Бирюковым иконы Великой Благоверной Княгини Марии Ясыни в дар народу Древней Алании-Осетии.

Архиепископом Владикавказским и Аланским Зосимой принято решение о строительстве предела в честь благоверной княгини Марии Ясыни в возводящемся пограничном храме благоверного князя Александра Невского в городе Владикавказ, для которого специально и была написана икона. О восстановлении почитания на земле Древней Алании-Осетии ее славной дочери свидетельствует и то, что Фонд "Аланское наследие" заявил об учреждении общественного Ордена в честь Марии Ясыни.

В рамках конференции была организована паломническая поездка в селение Горная Саниба к одному из древнейших храмов на территории Северной Осетии – храму Святой Троицы, восстановленному силами меценатов. Особый интерес вызвала также, представленная впервые на конференции выставка рисунков учащихся Детской художественной школы и студентов факультета искусств СОГУ им. К.Л. Хетагурова. Выставка была организована Фондом "Аланское наследие" и с успехом прошла также и на Фестивале осетинской культуры "Фарн" в Москве.

Владикавказская Детская художественная школа им. С.Д.Тавасиева – одна из старейших в стране, существует с 1921 года. Школой накоплен уникальный опыт работы, который более полувека привлекает внимание ученых, педагогов и коллекционеров детского рисунка в стране и за рубежом.

Многолетнее творческое сотрудничество продолжается с коллекционерами и коллегами из Германии, Японии, Чехии, Словакии, Югославии, Финляндии, Индии, Македонии, Венгрии, Словении, США и др. стран. Школа взаимодействует с Союзом Художников России, С НИИ художественного образования, со средними и высшими художественными заведениями РСО-Алания, а также поддерживает творческие связи со многими школами страны, во многом, благодаря трудам и стараниям директора школы с 1987 г. Азы Владимировны Быдтаевой, Заслуженного работника культуры Республики Северная Осетия-Алания.

Тема православной Осетии близка для педагогов и воспитанников школы. Когда от президента Фонда "Аланское наследие" поступило предложение юным художникам написать картины на тему о Марии Ясыне, они с большим интересом и вдохновением приступили к работе. Благотворное воздействие на творческое мышление ребят, оказанное великой представительницей их народа, стало очевидным по прекрасным рисункам, согретым теплом и искрящейся чистотой их детских душ. Удивительно, что этих замечательных картин, вместо ожидаемых 10-15, в итоге оказалось более пятидесяти. И созерцая это великолепие, мы с надеждой смотрим в будущее, что эти дети, следуя за светом истинных ценностей, сохранят и преумножат наследие, подобно драгоценной жемчужине, переданное нам нашими славными предками.

Изучение и сохранение общероссийского духовного наследия, его главного достояния – истории и культуры, необходимо не только для нынешних, но и будущих поколений. Они были и остаются основой нации, ее духовной опорой и силой.

Сегодня мы, движимые заботой о будущем молодого поколения России, на плечи которого ляжет ответственность за дальнейшую судьбу страны, подошли к решающему моменту, когда духовно-нравственное состояние общества вызывает глубокую тревогу. И сегодня особенно важно привлечь внимание общественности к отечественным традициям воспитания в семье и обществе, основанным на вековых традициях народов России у истоков становления которых сокровенные имена дорогих для каждого из нас святых, в числе которых Великая Благоверная княгиня Мария Ясыня, оставившая яркий след в российской истории.

И поэтому очень важно, что у плодотворного сотрудничества двух Фондов по созданию единого духовного пространства народов России и прославлению Благоверной княжны Марии Ясыни будет продолжение. В ближайшем будущем Фонд "Евдокии Московской" и Фонд "Аланское наследие" будут участвовать в подготовке и проведении конференции, которая пройдет в рамках XVIII Всемирного Русского Народного Собора "Единство истории, единство народа, единство России", при участии Святейшего Патриарха Кирилла, первых лиц государства руководства Республики Северная Осетия-Алания 10-11 ноября 2014 года, в Храме Христа Спасителя. Будет организована специальная секция "От аланской княжны до русской княгини. Великая княгиня Владимирская Мария Ясыня: "Единство наций: Отечество, возвеличенное трудами предков".

В рамках Собора вновь будет экспонироваться выставка детских художественных работ и организована культурная программа, представленная творческими коллективами из Северной Осетии-Алании.

Эта конференция будет иметь огромное значение не только для Москвы. Она откроет москвичам и жителям России Осетию-Аланию, давшую России замечательную женщину, аланскую княгиню, великую православную святую – собирательницу Святой Руси.
Когда-то выдающийся представитель осетинского народа, личность, олицетворяющая собой символ национальной культуры осетин, Коста Леванович Хетагуров, писал:

Весь Мир – мой Храм,
Любовь – моя Святыня.
Вселенная – Отечество мое!

И это высказывание, спустя столетие оказывается невероятно созвучным с темой единения и гармоничного сосуществования народов России.
Без прошлого нет будущего! И возрождая и сохраняя духовное и культурное наследие наших славных предков, мы вносим свой вклад в укрепление и процветание нашей многонациональной Родины!

Кусаева Дзерасса
студентка факультета Международной журналистики
МГИМО (У) МИД РФ

Источник: mosnation.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить